Восточнославянские племена, их верования, общественный строй и быт

Восточные славяне — культурно-языковая общность славян, говорящих на восточнославянских языках.

Они являются предками русских, украинцев и белорусов.

Восточные славяне жили общинами.

Родовая община – общность кровных родственников, совместно ведущих хозяйство, имеющих общую собственность. Строй был патриархальный (во главе рода — отец, то есть патриарх).

Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Поселки объединялись в «гнезда» из 3 — 4 поселков.

Расселение восточных славян:

• Вятичи — на Оке;

• Древляне — жители леса, правобережье Днепра, ниже Припяти, города Искоростень и Овруч;

• Дреговичи — (дрягва — болото), между Припятью и Северной Двиной;

• Кривичи — у истоков Днепра , Смоленск;

• Радимичи — на реке Соже;

• Северяне — между устьями Десны и Роси, Чернигов, центр Руси.


Расселение восточных славян

Центры племенных союзов:

Поляне — Киев;

Кривичи — Смоленск;

Древляне — Искоростень;

Северяне — Чернигов;

Ильменские словене — Новгород.

Чем занимались славяне?

Основными продуктами земледелия были: просо, рожь, ячмень, репа, свекла.

Кроме земледелия славяне также занимались:

• Бортничеством (сбор меда диких пчел) ;

• Скотоводством;

• Рыболовством ;

• Охотой (особенно ценилась добыча пушного зверя — белки, куницы, соболя);

• Ремеслом (гончарное, кузнечное, ювелирное и др.);

• Торговлей (вывозили меха, мед и воск, а закупались оружием, шелком, пряностями).

Орудия труда:

• топор

• мотыга

• Соха — примитивное орудие для распахивания земли

• борона ‑ суковатка ( ею разбивали крупные комья земли, рыхлили землю, убирали сорняки, выравнивали почву)

• заступ, имвзрыхляли почву

• серпами жали (собирали) урожай.

• молотили цепами.

• размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами

• рало ( близкое к плугу, им рыхлили почву)

• деревянный плуг с железным лемехом.

Верования восточных славян:

Первоначальная религия восточных славян – язычество.

Язычество – это вера в богов, олицетворяющих силы природы.

Язычество — это политеизм, то есть вера во много богов ( в отличие от монотеизма — веры в одного Бога).

Оно играло важную роль в жизни славян, определяя их традиции, нравы, образ жизни.

Основные языческие божества восточных славян:

Даждьбог (Дажьбог) – в восточнославянском языческои пантеоне бог-солнце. Даждьбог помогает созревать урожаю и в этом качестве связывается с Хорсом, как солнечное божество.

Макошь (Мокошь) – единственное божество женского рода в восточно-славянском языческом пантеоне. Олицетворяла женское начало жизни на земле. Служила воплощением плодородия и почиталась как покровительница земледелия.

Перун – в восточнославянском пантеоне бог грома (грозы). Издавна считался покровителем князя и его дружины. Он представал обычно в образе немолодого воина.

Сварог (Сварожич) – бог огня у восточных славян, покровитель кузнецов. Этот бог имел в древнерусском пантеоне наиболее устойчивые связи с Дажьбогом, который считался его сыном.

Ярило (Ярила) – божество весеннего плодородия у восточных славян. Считают, что его образ возник из сочетания весенних обрядов, названия которых до сих пор включают корень «яр».

Макошь

Праздники древних славян:

•Ивана-Купалы ‒24 кресеня (июня), отмечаемый и по сей день;

• Комоединцы ‒23 числа месяца «сухый» (март). Современная масленица;

• Новый год ‒ 21 сентября;

• Первый спас или спас «медовый» (сбор меда) с 1 по 14 серпеня (августа);

• Покров со 2 по 14 месяца «листопад» (октябрь). Считалось, что в этот день «домовой» ложился спать, а осень «встречалась» с зимой.

Славянский праздник комоедица-масленница

Торговые пути славян:

• Из варяг в греки: Балтийское море — оз. Ладожское — оз. Ильмень — р. Ловать — волоком до Днепра — Черное море

• Восточный путь: Днепр – Чёрное море – Дон- Волга

Путь «из варяг в греки» самый значимый торговый путь славян. Его протяжённость лишь по территории древней Руси составляла порядка 2850 километров, причём пролегал он не только по рекам и озёрам, но частично и по суше, где ладьи приходилось перетаскивать волоком.

Известно, что в Киеве торговали хлебом, серебром, оружием. В Новгороде — пушниной, мёдом, воском. В Константинополе продавали вина и пряности.

Торговый путь «Из варяг в греки»

Значение пути:

Во-первых, этот путь — ключ к возвышению Новгорода и Киева в Древней Руси.

Во-вторых, эта водная дорога связывала молодое государство славян и развитую Византию.

В-третьих, путь способствовал экономическому росту Руси.

Причины возникновения государства.

Внутренние причины:

• Изменение общины — переход от родовой к соседской

• Появление имущественной дифференциации, то есть социального расслоения населения.

• Появление необходимости у знати защиты имущества, привилегий, захвата новых земель, для чего необходим аппарат принуждения.

• Складывание частной собственности на землю

• Рост производительности труда, разделение труда, что тоже способствовало возникновению социального неравенства.

• Постепенное становление власти князя по мере роста его военного могущества. В результате этого создавался и укреплялся межплеменной центр – резиденция князя и его дружины.

• Общая языческая религия

Внешние причины:

• Защита от врагов, требующая объединения усилий

• Культурное и политическое влияние более развитых стран, появление желания пойти похожим путём, заимствовать их общественно -политические формы жизни. Византийская империя долгое время считалась подлинным эталоном государственно-политического устройства.

• Развитие внешних торговых отношений, в результате которых знать начинает осуществлять контроль за торговыми путями и за самой торговлей.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *